Заключение.

 

 

 

Подводя итоги исследованию предпосылок и причин распада СФРЮ, мы хотели бы подчеркнуть особую важность комплексного, всестороннего изучения данной проблемы. Без осознания предпосылок и причин распада невозможно понять логику последующих событий на просторах бывшей Югославии, приковавших внимание всего мира к этому региону, нельзя понять сложную систему интересов локальных и глобальных участников международных отношений на Балканах в первой половине девяностых годов и в современный период, как и невозможно построить долгосрочную перспективу развития событий в регионе.

В данной работе диссертантом была сделана попытка исследовать предпосылки и причины глубочайшего внутреннего политического и экономического кризиса югославской федерации в конце восьмидесятых годов, и последующего ее распада в 1991-1992 годах, послужившего прологом к кровопролитному конфликту в югославянских землях.  На основании проделанной нами работы по выявлению и анализу причин распада СФРЮ необходимо сделать основные вывода исследования, которые можно кратко сформулировать следующим образом.

Потенциал распада был заложен задолго до возникновения СФРЮ и был обусловлен  историческим наследием югославянских народов.

На протяжении столетий близкие в этническом отношении народы принадлежали к разным цивилизациям, разным центрам политической и религиозной жизни. Это нашло прямое отражение в сформировавшихся во второй половине XIX века и в начале XX века национальных идеологиях. Сербия, добившись раньше всех других югославянских народов национальной независимости, возлагает на себя мессианское бремя освободителя и объединителя югославян под своим скипетром. Неудивительно, что именно сербы, ставшие носителями последовательного югославизма, пытались удержать в межвоенный период единство первого югославского государства, а затем – сохранить «вторую», федеративную Югославию.

Хорватская и словенская национальные идеи формировались в период австро-венгерского владения частью югославянских территорий. Несущей конструкцией в хорватской и словенской национальных идеях стал европеизм, ориентация на Запад. В контексте этой идеи происходит и восприятие хорватами и словенцами югославизма. Югославия рассматривается этими народами лишь как необходимый этап для достижения полной независимости и полноценнй интеграции в европейскую жизнь. Освободившись от владычества Австо-Венгрии, хорваты и словенцы сбрасывают с себя маску югославизма и начинают борьбу за создание своих собственных независимых государств. Детонирующим фактором здесь стала Вторая мировая война, которая дала хорватам долгожданную «независимость», омытую кровью сотен тысяч сербов, цыган и евреев. После нескольких лет наслаждения «свободой»,данной фашистской Германией, хорваты опять встали перед проблемой утраты национальной независимости и территориальной целостности страны. Во избежание столь нежелательных последствий вновь была сделана ставка на Югославию.

Исходя из этого, можно сказать, что в СФРЮ изначально таилась угроза распада, так как не все республики и народы рассматривали это государственное образование как окончательное решение своего национального вопроса, политическая элита части из них видела в нем лишь этап на пути к образованию своих национальных государств.

В политической системе СФРЮ, вызревавшей в пятидесятые – семидесятые годы  и окончательно установленной Конституцией 1974 года, с самого начала были заложены тенденции к распаду. В условиях федеративного многонационального государства практическое сведение на нет роли центра при одновременном наделении национальных республик правами суверенных государств, полной зависимости федеральных органов от субъектов федерации, способствовало политической и экономической дезинтеграции страны, что, в свою очередь, вызвало объективный внутренний кризис СФРЮ и ее распад.

Югославская экономическая система, в основу которой был положен принцип ответственности республик за свое собственное развитие, способствовала региональной замкнутости, усилению автаркии республик и, как следствие этого, прекращению существования единого югославского рынка. Нельзя обойти стороной и различный уровень экономического развития регионов. Наиболее высокоразвитые республики (Словения и Хорватия), создающие большую часть национального дохода, постепенно стали рассматривать слаборазвитые республики и регионы (БиГ, Македония, Косово, Южная Сербия), а также федерацию в целом, как обузу для своего экономического развития. Федерация, не обладая политическими и экономическими рычагами воздействия на республики, оказалась не в состоянии противостоять усилению сепаратистских тенденций в экономике и распалась.

Наряду с внутренними причинами распада СФРЮ, значительную роль в этом процессе играл и внешний фактор. С окончанием «холодной войны» и утратой Югославией статуса нейтрального государства между странами западной демократии и социалистическим лагерем у ряда государств (в первую очередь США, Германия и арабские страны) всплывают старые или появляются новые территориальные, политические, экономические и другие претензии и аппетиты. Исходя из того, сильное и единое государство может достойно противостоять любым проявлениям экспансионизма, заинтересованные страны начинают кампанию по дестабилизации обстановки  и расшатыванию основ федерации всевозможными методами и средствами, начиная от антиюгославской пропаганды в средствах массовой информации и заканчивая прямой политической, экономической и даже военной поддержкой местных сепаратистов.

В комплексе все эти предпосылки и причины привели к тому, что на рубеже восьмидесятых – девяностых годов югославская федерация вступает в полосу тяжелейшего экономического и национально-политического кризиса. Порочность экономической и политической системы страны приводит к тому, что конфликтная ситуация между субъектами СФРЮ и центром в конце восьмидесятых годов перерастает в открытое противостояние. В результате этого противостояния в республиках возрождается такое уже давно забытое для Югославии явление как национализм. Используя недовольство населения и слабость правящей элиты, увязнувшей в междоусобной борьбе, в ряде республик,   под лозунгами национального спасения националисты  приходят к власти. Оказавшись у власти, националистические партии берут курс на провозглашение независимости своих республик. В этой ситуации фактором, сдерживающим дезинтеграционные процессы могла стать только решительность действий и сплоченность Союза коммунистов Югославии, который являлся главным скрепляющим стержнем всей политической системы СФРЮ. Но к концу восьмидесятых годов и СКЮ не смог избежать кризиса. Союз коммунистов быстро терял свое влияние в массах,  а в высшем партийном руководстве все больше усиливались местнические, националистические настроения. С каждым годом проявлялась все большая степень замкнутости и самоизоляции республиканских СК. В ситуации, когда необходимо было объединить усилия всех левых сил для спасения страны, коммунисты занялись внутрипартийной борьбой, чем ввергли эту общеюгославскую организацию в хаос, а впоследствии и собственноручно развалили ее. В результате исчезновения Союза коммунистов как общеюгославской организации политическая система СФРЮ стала стремительно терять устойчивость. В течение 1990-1991 годов отдельными югославскими лидерами и государственными органами предпринимались попытки спасти Югославию от развала, но эти попытки оказались тщетны. К 1992 году СФРЮ прекратила свое существование как единое федеративное государство, и на ее просторах появилось пять новых независимых, признанных мировым сообществом, государств.

Hosted by uCoz